Немецкий колесно-гусеничный бронетранспортер Hanomag SdKfz 251 ( Sonderkraftfahrzeug 251) использовался немецкими войсками на протяжении всей Второй Мировой Войны. Название переводится очень просто - Специальный автомобиль.
Фирма Hanomag – это большой машиностроительный завод, выпускавший легковые и грузовые автомобили, локомотивы и трактора.
В этой статье, в рамках развенчания мифов о WW2 (World War-2), речь пойдет об этом транспортере, по причине того, что во многих советских фильмах, и не только советских, мы видим как немецкие солдаты разъезжают на этих машинах. Причем, разъезжают чуть ли не поголовно. Т.е. движется колонна бронетранспортеров – это и есть, якобы, моторизированное пехотное подразделение Вермахта. Простых, идущих пешком, солдат – в наших фильмах не увидишь.
Во многих мемуарах упоминается о столкновении с подразделениями фашистских войск, использующих эти машины.
Итак, далее я буду ссылаться на книгу Марка Солонина “22 июня – Анатомия катастрофы”. Он, в свою очередь, ссылается на различные архивные документы, как наши, так и немецкие. На дневники начальников немецкий армий, на сборники документов выпущенные в советском союзе и в последние годы в России. На монографии о различных родах войск различного авторства, в основном европейских и американских авторов.
Речь в книге, как ясно из названия, идет о первых месяцах войны. Поэтому и я говорю, в основном об этом периоде.
Так вот, на начало июня 1941 года в войсках вермахта числилось 640 таких бронетранспортеров. Несмотря на то, что на Германию “работала вся Европа”, за период 1939-1940 год- выпущено 569 штук Hamomag-251. Вообще, SdKfz-251 запустился серийно в июня 1939 и выпускался по март 1945 года.
Было создано 22 вариации SdKfz 251. Sd. Kfz.251/1 — основная серийная модель. Открытый сверху сварной бронекорпус. Вооружение 1 — 2 пулемёта, экипаж 12 (2+10) человек. А также в ходе войны – 5 модификаций (без буквы – a-b-c-d) Последняя модификация Sd Kfz 251 Ausf. D вышла в серию в 1943 году и было выпущено более 10 тысяч штук
Технические характеристики
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град.
10—15
Борт корпуса (верх), мм/град.
8-14.5
Корма корпуса (верх), мм/град.
8-14.5
Крыша корпуса, мм
6
Вооружение
Пулемёты
1—2 7,92-мм MG-34 илиMG-42
Мощность двигателя, л. с.
100
Скорость по шоссе, км/ч
53
Запас хода по
шоссе, км
300
Размеры
Длина
корпуса, мм
5980
Ширина корпуса, мм
2100
Высота, мм
1750
Колея, мм
1775
Клиренс, мм
320
Скрытое содержимое
Машина несомненно хорошая (движок Майбах ), и как говорят специалисты, уступала только американскому бронетранспортеру M3. Но на европейском театре американская машина появилась значительно позднее.
А вот данные о производстве SdKfz 251 различных модификаций с одного замечательного англоязычного сайта, посвященного технике WW2
1) SdKfz 251:
15000 штук
По годам:
1939 – ?
1940: 337
1941: 424
1942: 1200 штук
2) SdKfz 251 Ausf A, SdKfz Ausf B, SdKfz Ausf C: 4650 штук
June 1939 – September 1943
3) SdKfz 251 Ausf D: 10602 штук
т.е. в по 41 году эти данные совпадают с данными Солонина. Правда, не совсем ясен пункт 2. – т.е 4650 штук модификаций A, B, C было произведено с июня 1939 по сентябрь 1943 года. Сколько из них поступило в части на середину 41 года не понятно.
Театр военных действий ведущихся Германией был довольно обширным. Это и Западный фронт – и африканский, ну и восточный, о котором, собственно говоря и идет речь.
Так могли ли в первые дни войны, наши солдаты постоянно сталкиваться с моторизированной пехотой Вермахта на вот таких машинках?
Солонин утверждает, что нет: “Немецкая пехота передвигалась пешком, мотопехота моторизированных и танковых дивизий – на разномастных грузовиках, хлебных фургона и трофейных автобусах. Начальник Генерального штаба вермахта Ф. Гальдер в своем знаменитом дневнике (запись от 22 мая 1941 г.) отмечает, что в 17-ой танковой дивизии (2-я танкова группа) насчитывается 240 разных типов автомашин.”
В группе армий “Центр” было только 3 роты по 26 БТР в каждой.
О других мифах в следующий раз.